В конце 1904 года Андраник был в Иране и Закавказье, встречался с общественными и политическими кругами. В Тифлисе установил родственные связи и в 1924-20 –х гг. поддерживал общение с О.Туманяном. Во время армяно-татарских столкновений, с целью приобретения оружия Андраник был отправлен во Францию и Болгарию. Опубликовал свой военный устав «Боевые инструкции» (1906). После младотурецкой революции (1908) выступал против сотрудничества дашнаков с младотурками, отклонил предложение «Дашнакцутюн» стать членом турецкого парламента.
Андраник Озанян
В 1-ой Балканской войне (1912-13) под руководством Гарегина Нжде Андраник сформировал армянскую добровольческую роту и в составе болгарской армии воевал против турецких войск, был удостоен звания офицера и многочисленных боевых наград. В начале первой мировой войны (1914-18) прибыл в Тифлис и был назначен командующим 1-ой армянской добровольческой роты (в составе Кавказской армии), руководил около 20 победными военными действиями, играл большую роль в сражении при Дилмане (апрель 1915) во время освобождения Битлиса.
В 1917 году Андраник выступил инициатором 1 съезда западных армян (2-11 мая), был избран почетным членом съезда и членом Национального совета западных армян, а также инициатором публикации газеты «Армения» (1917-1918).
Андраник в 1918 году был произведен в генерал-майоры. Назначен командиром Западно армянской дивизии в составе Армянского армейского корпуса при обороне Эрзерумской крепости. Однако ему не удалось защитить Эрзрум и войско отступило по направлению Саригамиш-Александрополь. С целью обороны Александрополя во главе с Андраником была сформирована отдельная войсковая часть, которая была распределена по направлению к Ахлкалаку на территории около 70 км. После падения на Александрополь (15 мая) армия Андраника отступила сначала в Воронцовку (сейчас Ташир), оттуда в Степанаван, затем в Дсег, где ее встретил О.Туманян.
Армия Андраника не участвовала в сражении при Каракилисе (Ванадзор), где турками было убито около 5000 человек. Согласно подписанному 4 июня в Батуми турецко-армянскому соглашению были приостановлены военные действия. По соглашению должны были быть разоружены армянские вооруженные отряды, в том числе и войсковая часть Андраника. Считая такое условие принципиально неприемлемым, одновременно стараясь не причинить вреда новопровозглашенному правительству РА, Андраник вынужденно покинул Армению. Из Дилижана он отправился в Еленовку (Севан), затем в Нахиджеван, откуда хотел перейти в Персию, встретить двигающиеся в сторону Баку английские войска и при их помощи через Ван зайти в Западную Армению и там продолжить борьбу освободительную борьбу.
Во главе своей армии и 20 тысяч беженцев Андраник 18 мая дошел до Нахиджевана, после установления там порядка провозгласил этот район неотъемлемой частью Советской России и телеграфировал об этом Степану Шаумяну. Перейдя из Нахиджевана в Персию армия Андраника неожиданно столкнулась с 11 турецкой дивизией и он был вынужден вернуться в Зангезур. В сложных условиях для войска и многочисленных беженцев Андраник смог остаться
Андраник
в Зангезуре (в основном в Сисиане) до конца марта 1919 года, что сыграло огромную роль для защиты Зангезура от турок и мусаватистов. Однако разочаровавшись в политике Антанта в отношении Армении и будучи недовольным вниманием оказанным Правительством Армении к его личности, Андраник в апреле 1919 года прибыл в Эчмиадзин, расформировал свое войско, а сам отправился заграницу. Он был во Франции и Англии, а затем переехал в США, однако вскоре по приглашению Погоса Нубара прибыл в Европу для поддержки освободительной борьбы армян Килики. Однако эта инициатива также была провалена по причине обострения англо-французских взаимоотношений. Франция вывела свои войска из Киликии, а турецкие войска вошли в Киликию. Андраник в 1922 году обосновался в городе Фрезно штата Калифорния и делал все возможное для оказания помощи Советской Армении.
Во многих районах Армении именем Андраника были названы улицы, площади, были установлены памятники, сочинялись песни, романы и стихотворения.